Правильно выстроенные цели, грамотная постановка задач и слаженность коллектива позволяют достичь определенных результатов в любой сфере. В бизнесе используют множество методов реализации продуктов, среди них: KPI, Agile, SMART, OKR.
Рассмотрим OKR, которая была разработана еще в 1968 году Энди Гроувом.
OKR (Objectives and Key Results — «цели и ключевые результаты») – это методология, которая помогает осуществлять контроль всех поставленных целей и задач, опираясь на определенную стратегию. Стратегия заключается в синхронизации индивидуальных и командных целей для получения конечного результата.
OKR создана для того, чтобы у каждого члена команды были свои задачи и цели, была своя мотивация при выполнении работы. В таком случае реализация проекта будет успешной и эффективной. Многие корпорации и компании используют эту методологию в своей работе, например, ЦИАН, Авито, Wrike, Disney, Samsung.
OKR дает возможность управлять финансовыми потоками всей фирмы. Обычно её используют в компаниях, где нет жестких и централизованных систем управления. Также эта методология подходит для фирм, которые столкнулись с определенными проблемами в реализации своих целей.
Чем привлекателен OKR для компаний?
Во-первых, все исполнители проекта делятся на команды. Это облегчает руководителя контроль за реализацией проекта, так как каждая команда самостоятельно несет ответственность за свои достижения.
Во-вторых, специально подготовленные ключевые показатели помогают объективно оценить результаты проделанной работы.
В-третьих, современные компании любят использовать такую методологию, потому что она позволяет раскрыть творческий потенциал сотрудников. У каждого исполнителя есть выбор и свобода в действиях по достижению результата.
Остановимся на примере OKR.
Вы владелец 15 цветочных ларьков в городе Екатеринбурге. Планируете запустить свой бизнес в Пермском крае. Ваша задача постараться увеличить ваши доходы на 30%.
Цель: Запустить 5 торговых точек магазина в Пермском крае.
Основные результаты:
Обзвон 20 мест для аренды торговых точек;
Заключение договора с 5 понравившимися точками для открытия магазинов;
Поиск оборудования и трудовых ресурсов;
Запуск 5 торговых точек в регионе.
На этом примере видно, как можно реализовать свой проект путем достижения определенных результатов.
Важно ставить цели гораздо выше, нежели чем вы хотите, то есть нужно поставить некую сверхцель. Успехом будет считаться достижение результата на 75 %. А если результат достигнут на 100%, значит, вы занизили планку, поставив себе слишком легкие цели.
В Objectives and Key Results есть два важных компонента – это objectives (цель) и key results (достижение целей). Поэтому, чтобы начать работать с методологией OKR, нужно ответить на вопросы:
Что я хочу получить?
Как я буду достигать поставленной цели?
Цель может быть настолько нереальной, что достигнуть её порой невозможно (за это отвечает компонент objectives), а за достижение результата отвечает компонент key results.
Двумя важными требованиями к OKR являются:
Горизонтальная и вертикальная синхронизация главных целей и основных показателей. Одна крупная цель должна быть разделена на множество мелких целей. Так, каждый в команде, выполняя свою задачу, будет трудиться на благо общей цели.
Ставить сверхцель, которую в ближайшее время будет достичь нереально, но в необозримом будущем такая цель может стать осуществимой.
Методология OKR уникальна для бизнеса. Она помогает разграничивать долгосрочные и краткосрочные цели, ставить перед собой неосуществимые в обозримом будущем задачи, но все-таки приходить к их выполнению путем слаженной работы команды и всего коллектива. Стоит отметить, что при использовании данной методологии сотрудники компании будут постоянно вовлечены в процесс, следовательно, уровень мотивации будет высоким.